Eps

Желание
Привычка
Привязанность
Зависимость
. . .

"Нет, нет!..
Твое ли дело - облака! Господь с тобою."


и не новость, что "лучше быть нужным, чем свободным" - зависимость как таковая по сути своей неплоха - это связь с чем-то, возможность взаимодействия. Человек всю жизнь зависит от тучи вещей. И даже не доводя идею до абсурда (=кошмара) полной независимости (a la Неуловимый Джо - кому он нужен...) и не вдаваясь в дидактические прописи о семье, школе, жене и детях, достаточно очевидно, что зависимость сама по себе, скажем так, хороша. Проблема - в другом конце, когда теряется контроль, и именно там.


0. Механизмы жизни.

Немножко определений и терминологии.
Желание - производная от "жизненного кайфа" по пространству возможностей. Человека всегда что-то не устраивает, всегда маячит нужда + возможность перебраться в лучшее состояние (бессмысленно говорить о желаниях при отсутствии таких возможностей - производная отсутствует в точке разрыва). Собственно вся жизнедеятельность обусловлена этими магнитнымм метками, расставленными по довольно оптимизированному маршруту, и желание - моторчик, везущий нас от метки к метке. /лир.отступ. Кстати, для возникновения желания нужна 1) оценка состояний 2) возможность их сравнения - как там с этим у животных? Хотя обычно водораздел проводят по способности к абстрактному мышлению, так что примитивные желания могут быть и у кур/. Впрочем, речь не об этом. Проблемы с психикой начинаются из-за того, что


"А представь-ка себе, что узник,
не найдя на окне замка,
от внезапности ошалеет
и шагнет, ошалев, в окно -
потому что, увидев небо
без малейшего огонька,
возомнит, что оно - в алмазах.
А такое не всем дано."

1. Удовлетворители желаний.

человек не приспособлен к беспрепятственной жизни. К исполнению этих самых желаний, получению сильных и лучших впечатлений. Он способен выдерживать сильнейшие нагрузки, экстремально неадекватные ситуации - в поисках лучшего, в стремлении к своим целям; его воля при этом подчас не знает границ, снося любые преграды перед лакомыми состояниями. Вот останавливать эти свои желания - как раз этого он и не умеет.

"Только гений он или бахвал -
мягче камни внизу не станут.
Обманулся или обманут -
равно пропал."

Кстати, похоже, это одно из основных заблуждений насчет "наркотических" (ah mean, наркотического типа, - реальное их происхождение может быть разным) зависимостей - что сильная воля может этому противостоять. Не может. Точнее, "не хочет". Ибо исключительно однонаправлена - причем всегда в ту же сторону, что и нарко-тяга. Туда, где "лучше". Все волевые запреты в глубине своей сводятся к пренебрежению мелкими радостями ради более серьезных. Когда же перед человеком оказывается "радость", затмевающая все прочие - будучи порождением его родного мозга - хваленая человеческая воля охотно продолжает свою службу на благо ее. И воспеваемые большей частью истории и искусств "герои" - на самом деле внутренне однобокие люди, нацеленные только в одну сторону.

Отсутствие внутреннего ограничителя в этих своих порывах - коль скоро они направлены на внешний мир с его вязкостью и сложностью, нет нужды в дополнительных внутренних механизмах противодействия и торможения - только вязкая внешняя среда в качестве тормоза. И стоит этой среде ослабить свое влияние, открыв прямую и пустую дыру в его идеал, естество не замедлит рвануть вглубь доступного "кайфа" - будь то теплое удовольствие H, уносящая идеальность K, пугающий интерес и красота L или дозаряженная энергия A - упадет туда со всей возможной скоростью, не отвлекаясь ни на что.

/два шага вниз - на практике опытные наркоманы не столь часто рискуют подвергаться максимальному действию (в/в), ибо это слишком широко открывает ту самую "дыру"./

То есть желания человека - всего лишь его признание собственной слабости и неспособности пережить текущее состояние; единственным и неотъемлемым средством их контроля (подчеркну - контроля всех желаний, как таковых, а не локального превосходства одних над другими) является внешняя среда. Грустно, не правда ли. И неумение брать то, что дают; необходимость действий против собственной неудовлетворенности; отсутствие контроля за собственными перемещениями в этом самом пространстве возможностей и животная тяга к лучшему месту - в конце концов просто смахивает на атавизм.

Конечно, существует еще пресловутый японский долг, возведенный в ранг одного из полюсов; но, увы, это полностью внешняя по отношению к человеку идея, созданная обществом, и во внутренних разборках мало чем способная помочь - разве что заранее удержать от лобового столкновения с муссируемой здесь темой. Да и времена самураев, доводивших эти понятия до крайности, пожалуй, прошли.

"Лишь замолчав, уверуешь в то, что звук,
сущий в тебе, прекрасен, правдив и нов."

Впрочем, есть вот еще мнение, что не все так уж и безвыходно. То есть да, нет у человека таких механизмов от природы; так у него много чего от природы нет. Так что и данный атрофированный орган "желательного равновесия" возможно натренировать. Только вот, увы, опять же придется для этого "привыкнуть" удерживать свои желания, давать им выбродить в собственном соку, не подпускать их и близко к каким-либо действиям (все же здесь скорее подходит слово "мета-привычка").

С виду чудовищный метод - рассечение некоего нерва, разъединяющее центры воли и удовольствия - чудовищен своей хирургической категоричностью и попыткой ампутации "нежелательного" элемента. Но направление работы то же. А если попробовать "отрастить" некое умение, навык, силу, противостоящее этой тяге к лучшему? Научиться тормозить ненасытную волю и плыть по течению (предварительно тщательно выбрав его, разумеется). Ощутить возможность жизни в "плющащем" и ненаправленном водовороте сил и притяжений.

Простейший способ испытать это подвешенное и расплывчатое состояние - практически любая сильная интоксикация. Похмелье, например. Полупрозрачное, мутноватое, застывающее на ходу ощущение абсолютной однородности этого бессмысленно-тошнотворного мира - что бы ты ни пытался делать, ничего не меняется; единственность возможного состояния однозначно исключает само понятие желаний. Это не голод, от которого можно поесть, не усталость, от которой спасает сон; это незаметно всплывшая возможность приостановиться и выпасть из классических методов существования; впрочем, во все время действия эффектов это, скорее, невозможность иного бытия.

Знаменитое кислотное "плющит" - первый серьезный шаг к восприятию и (как вариант) к принятию такого принципиально неудовлетворимого чувства. Это неизменно не приятно, не удобно (именно так, раздельно), почти невыносимо. Неизбежно тянет - тя-а-а-нет - кажется, что прочь от привычного поднадоевшего мира, в чужое пространство; но на самом деле никуда. Это и есть первое же и основное "открытие" - что подобное состояние может не быть вектором, не иметь направления и приложения сил; "ничего не хочется - просто плющит". И уже довольно легко вытекающее из этого пассивно-спокойное отношение к так называемым "реальным" воздействиям. И свой собственный внутренний баланс: не насилующие движение тормоза, прущие против прочих сил, а перераспределение давлений (не менее безличных, то бишь ненаправленных), самостоятельное внутреннее равновесие, ориентация и самоконтроль.

"Побочки": ослабление мотивации - о да, поскольку по сравнению с теми стремлениями, от которых приходится себя удерживать, прочие позывы мелочны и незначительны. Их просто почти не замечаешь, не то что следовать им.


Если при этом возникнет мысль (все же абсурдная), что это все же не более, чем тренажеры, и что условия бытия при этом по-прежнему диктуются внешними силами, пусть и введенными непосредственно в организм - хоть перорально, хоть внутривенно - извольте, можно и другой пример - крайне недурна в этом плане влюбленность на ранних этапах ::). То же бессмысленное метание, сила и неизменность давления, etc. Причем классическое заклинание от bad trip'а - "это только наркотик, через N часов все кончится" - помогающее не сойти с ума, даже когда хочется - здесь не в коня. Тоже, впрочем, излечивается тренировками...

Причем достаточно бессмысленно драться с конкретными тягами и привязанностями. Конечно, всегда найдется некто, пытающийся лечить кокаиновую зависимость героином, как в начале века, или алкогольную - кетамином (Птюч #7), и лишь отгонит тем самым саму идею о контроле своих желаний еще дальше.

"что даже отдыха ради ты отойдешь не к ним,
а к сыну Ночи и брату Смерти, то есть ко Сну."

1а. Стремление к краю

Аутизм привычен и свойствен "информационному человеку" как ушибы и царапины - неандертальцу. "Мир чужой и больнобольнобольно". Хочется в гнездо и согреться. Однако, замкнутый в трех соснах или, напротив, без боязни орудующий всем, что подвернется, любой индивид всегда рвется съесть/узнать/купить что-нибудь еще. Всего-то - обобщенная жадность плюс способность мозга воспринимать не абсолютную картинку, а лишь ее относительное изменение, толкая сознание к новому и измененному. Лучше там, где нас нет. Там действительно лучше, и, право же, лучше, чтоб нас там и не было. Впрочем, нас там и не будет, ибо

"Впрочем, надейся не на чертеж, веры ему не много:
русла менялись, лес выгорал... вникни, промерь, сравни."

2. Изменение личности.

Тот, кто впервые попробовал зелье локального рая и Тот, кто спустя несколько субъективных вечностей после этого уговаривает свои инстинкты поступиться еще одной частичкой себя - это совершенно разные люди. То есть, встреться они на улице, возможно, смутный интерес друг к другу и мелькнул бы в них, но уж совершенно точно, что случись одному из них ощутить мысли другого - ему не показалось бы ни мало, ни слабо. То, что с точки зрения одного - кошмар, для другого - вечерняя прохлада; а в том, чем один спокойно дышит, другой бы вполне себе задохнулся.

Перманентная потеря девственности - необратимый процесс приобретения жизненного опыта - обычно квазистабильная и потому как бы незаметная - в сочетании с сильными средствами изменения восприятия проявляется в полной красе. Ценности и течения, владевшие человеком всего шаг назад, испаряются легко и непринужденно. Еще бы - мир совсем другой, к нему по всем правилам полагается приспосабливаться, учиться выживать (вот, видимо, главный атавизм - необходимость выживания, yopt), и человек добросовестно применяет на данной практике все встроенные в него принципы, незаметно для себя стараясь приспособиться. Поворот, другой - контуры прежних любовей и необходимостей изменились - еще несколько осторожных шагов, сделанных с попытками постоянной оглядки назад - но когда повороты слишком круты, контролировать можно лишь последний ярд (а что, кстати, Вы называете контролем?), а на нем всегда все кажется ровным и гладким - значит, еще шажок. Все, славно, приехали. Теперь именно здесь у нас и будет середина, норма и точка отсчета.

Привычка - это всего лишь слишком хорошее и слишком направленное приспособление к чему-то. К чему?

"хоть и могу такое, чего никто не может:
могу не знать отрады, могу не быть любимой,
могу не ждать, не помнить, могу не петь, не плакать,
могу не жить на свете, но не могу не умирать..."

3. Контекст

Как это полагается в нормальных - читай "серьезных" - статьях, недурно бы очертить область применимости изложенных идей. Возвращаясь для этого к нашим баранам - а конкретно, к зависимости, как психологической, так и физиологической - стоит заметить, что даже при одинаковых механизмах, эти разные вещи действуют на разных уровнях. Человек может управлять многими процессами в сознании (да и в под- тоже), может фактически "придумывать" себе различные состояния психики - от кошмара до оргазма; "область" психической зависимости лежит где-то на уровне способностей хорошо развитого человека (хотя упаси Б$же думать, что интеллект или какое иное известное качество может влиять на эту самую зависимость - впрочем, см. выше).

Тому же, кто возомнил, что он "не дурак" и в состоянии контролировать свою физиологию (и, соответственно, связанные с ней желания и состояния), стоит для проверки попытаться получить удовольствие от езды на велосипеде со сломанной ногой или выспаться на полностью включенной электроплите. Степень контроля очевидна. Строительные качества бетона не изменить стильной раскраской здания.

Причем дело не в ломках (с этим как раз у homo willy не должно быть особых проблем: зубки стиснул и вперед), а в этом кошмарном знании - каков он, кайф на биологическом уровне. Что такое "хорошо" в молекулярном представлении, когда все вышележащее - идеи, ощущения, действия, люди, мир - оказывается вылеплены из этого кайфа. И только из него. И как насчет возвращения после этого в мир, хотя бы отчасти состоящий из менее сладостных вещей?


"Собственно, больше ты, краевед, знать обо мне не должен.
Все остальное - рябь на воде, темная речь руин."

Так что. Восприняв все вышенадуманное всерьез или нет, не стоит при этом забывать, что желания у человека - все же основной двигатель его существования, а приспосабливаемость - его необходимое условие; иного метода и стимула жизни как бы и не видать. И прежде чем начинать "тренировки", стоит серьезно ответить на вопрос - как насчет готовности подвергать сомнению это самое существование, оставляя лишь его возможность, но снимая его необходимость...

/Хотя человек, безусловно, имеет право на саморазрушение и самоуничтожение; должен иметь, не может не иметь. Но и возможность жить должна быть не менее реальна, чем это право.../




"Чаял постичь я этот язык, но до конца ни слова
так и не понял. Будет с меня, дальше пойдешь один."




учтите также

учтите также






еще


остановиться и вверх | как быть